В главном православном Храме Москвы, тесно переплелись прошлое, настоящее и будущее России, ее Вера, Память и Надежда.

Храм Христа Спасителя, задуманный как памятник Отечественной войне 1812 года, стал частью русской национальной истории, печальной и трагической.

Лицевая сторона храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две — на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средн значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены — внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 — над хорами и 8 — в коридоре.

Колоссальный свод большого купола представляет своим устройством одно из замечательнейших явлений в области архитектуры. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, на который ионным напылением нанесен тонкий слой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим слоем алмазной пыли (технические алмазы).

Внизу, с каждой из четырех сторон, сделано крыльцо с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас к входным дверям. Они отлиты из бронзы, причем средняя больше крайних. В арках и нишах больших и в арках малых дверей помещены изображения Святых с надписями. Общее значение и смысл этих фигур часто тот же, что и настенных изображений.

В самой верхней части Храма, на своде главного купола, расположенного на высоте 69 метров, находится изображение Господа Саваофа, Ветхого старца, сидящего и благословляющего обеими руками, имеющего в лоне Сына Божиего в образе Младенца с хартией, на которой написано: «ЛОГОС» (слово), а на груди Дух Святой в виде голубя. Изображение это расположено вверху потому, что Господь Вседержитель превыше всего: само небо служит Ему престолом.

Свод главного купола имеет роспись  Новозаветной Троицы, размеры которой весьма значительны, т.к. диаметр подкупольного пространства составляет 26 метров.

Иконостас Храма Христа Спасителя выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора.
Его высота составляет 27 метров.

Внутреннее пространство Храма разделяется на три части: нижний круговой коридор, над ним вверху хоры и сам храм. Эти три части образовались от четырех колоссальных столбов, поддерживающих свод купола и всё здание так, что между ними и наружными стенами здания образовалось пространство, которое и составляет коридор, отдельный от храма.

В верхней галерее — хорах располагается придел во имя Святителя Николая Чудотворца.

Нижний коридор Храма Христа Спасителя, предназначенный для крестных ходов, служит наглядным памятником славных событий Отечественной войны 1812 г. Если мы войти в Храм через западные двери, то налево от входа на стене коридора можно увидеть на белых мраморных досках Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу Русскому об ополчении.

С двух сторон коридора помещены в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году. Надписи расположены так, что заканчиваются на восточной стороне Храма, где помещены манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста — один к Русскому народу, а другой — к Русскому дворянству за их усилия и жертвенность во время опасности для отечества; напротив горнего места — манифест о построении Храма Христа Спасителя в Москве в благодарность Богу и в память на века.
По сторонам — манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года. По южной и западной сторонам, в хронологическом порядке и по тому же типу, расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе. Над каждой доской, описывающей сражения, находятся величания Святым, память  которых празднуется в день того или иного сражения.
Воссозданный Храм Христа Спасителя был торжественно освящен 19 августа 2000 года. В это же время здесь были причислены к лику святых 1019 Новомученников Российских.

Храм Христа Спасителя занял особое место в жизни Церкви, государства и общества. Уникальный по своей грандиозности, воссозданный на пожертвования, Храм стал центром паломничества и символом духовного возрождения России.